на главную БИОГРАФИЯ   КИНО   ТЕАТР   РЕПЕРТУАР  ИНТЕРВЬЮ   ФОТО   МЕДИА   ФОРУМ   ГОСТЕВАЯ   ССЫЛКИ






Я стою у ресторана: замуж поздно, сдохнуть рано...


Один из самых известных спектаклей с участием Натальи Гундаревой и Сергея Шакурова - это «Я стою у ресторана: замуж поздно, сдохнуть рано...» по пьесе Эдварда Радзинского. Видеозаписи спектакля скорее всего не существует. Возможно есть какие-то отрывки для новостных программ или частные видеофрагменты. Но они пока не известны широкой публике. Вы можете ознакомиться с текстом пьесы и прочитать воспоминания об этом спектакле...



Из книги Н.Старосельской "Наталья Гундарева":

"...Зимой 1987 года состоялась премьера спектакля, сыгравшего особую роль в творческой жизни Натальи Гундаревой. Владимир Портнов поставил в Театре им. Вл. Маяковского пьесу Эдварда Радзинского «Я стою у ресторана...». По словам самой актрисы, это был для нее «выход в какое-то удивительное пространство. Я ощущала себя как в планетарии — на фоне огромного звездного неба. И вокруг — космические бури». Эту пьесу (полное название звучит по¬истине шокирующе: «Я стою у ресторана: замуж поздно, сдохнуть рано...») вполне можно рассматривать как вторую часть той, что уже шла на подмостках Театра им. Вл. Маяковского — «Она в отсутствии любви и смерти». Но на этот раз Радзинскому понадобилось всего два героя — Она и Он, — чтобы рассказать о такой несчастливой, но такой необходимой Любви, о такой несложившейся, но такой эмоционально наполненной Жизни. Темы — невероятно дорогие для Гундаревой...


Многие критики называли «Я стою у ресторана...» моноспектаклем, несмотря на то, что партнером Гундаревой стал Сергей Шакуров. Просто энергия актрисы, перехлестывающая через край, переполняла ощущением ее и только ее присутствия. Это был спектакль о женщине неустроенной, наполненной нерастраченной нежностью и великим даром любить. Как все последние пьесы Эдварда Радзинского, «Я стою у ресторана...» была произведением весьма вычурным, излишне многословным, но это и захватило Гундареву, которая, по мнению одного из критиков, «словно берет реванш за все несыгранные ею роли, демонстрирует виртуозное, зрелое мастерство. Пьеса дала возможность Гундаревой рассказать о себе и о женщинах своего времени — отсюда пронзительная исповедальность исполнения... В этой Нине... обнаруживаются судьбы и боль всех сидящих в зале женщин. Их готовность к любви и самопожертвованию, их гордость и горечь, их желание защитить и утешить, их умение прощать, их тоска о самом обыкновенном женском счастье, о семье, тепле, добре... Гундарева сыграла Судьбу. Жизнь».

Этот немного выспренний, наполненный пафосом отзыв об игре актрисы довольно точно передает впечатление от спектакля: поначалу он вызывает недоумение, но вскоре полностью захватывает тем, как проживала Гундарева историю своей героини, Нины. Она все время что-то проигрывала, ерничала, смеялась над собой, откровенно кривлялась, но, словно в воронку, втягивала в свои переживания, в свое бытие — ощущая себя, «как в планетарии», она и нас приводила на встречу со звездным небом, один на один, без свидетелей и сочувствующих...

И это была не очередная женская история, где нет счастья в любви, а есть лишь страдание от безответности, — это была, если не бояться высоких слов и сравнений, спроецированная на сегодняшний день диалектика любви-ненависти Ф.М.Достоевского. Что это за страшное чувство? Чем оно питается? На какой почве взрастает? Что делает с людьми и их чувствами и помыслами? Наталья Гундарева ставила перед собой цепочку этих вопросов и мучительно, страстно искала на них ответы, понимая, насколько это важно, нужно ее зрителям.

Герои пьесы Эдварда Радзинского — актеры, люди с особым нервным устройством, с особой организацией душевного мира, в котором человеческие переживания туго сплетены с пережитым на сцене. Как говорилось в цитированной выше рецензии, «в игре прорываются те неиссякаемые, огромные жизненные силы, которые самой жизнью подавляются и отвергаются. Та удивительная свобода духа, которую нам сегодня с трудом удается в себе и других обнаружить, которую нам так страшно показать и которая живет в каждом из нас, рвется, просится наружу».

Как ни странно, именно в маленькой рецензии на спектакль «Я стою у ресторана...» прозвучало определение того феномена, который мы называем тайной Натальи Гундаревой, — грани ее таланта, соединенные с человеческим талантом, человеческой глубиной, женской мудростью. Было бы наивно считать этот спектакль событийным в судьбе актрисы, но он дал ей то, чего не давали в то время другие спектакли и фильмы, — ощущение свободы духа, женской выговоренности на самые больные темы, словно вынутые из сокровенных душевных глубин, чтобы, наконец, проявиться в полную силу.

Может быть, именно потому и считала Наталья Гундарева эту свою роль в каком-то смысле этапной.

«Знаете, человек привыкает носить сиреневое, — говорила она. — И все у него сиреневое. И шарф, и шапка, и юбка, и кофта... А кто-то говорит: "Попробуй желтое!" — "Что ты! — отвечает она. — Мне — желтое?!" А потом задумывается... и пробует, и оказывается, что желтое тоже очень идет. Что-то подобное происходит и со мной. Мне все время предлагают ходить в сиреневом. В чем-то я привлекательна — это и используют все в первую очередь.

Считаю, что определенное изменение со мной произошло в спектакле "Я стою у ресторана...". У меня как у актрисы появилось другое качество. До этого я играла эпические русские роли. Здесь я играла иначе, другими средствами. По актерской профессии, по ходам — иначе. Эта роль очень тяжелая, но когда после перерыва в полгода мне пришлось ее снова играть, я, несмотря на свои страхи, играла ее радостно и по-новому. "Ресторан" для меня был истинным пиршеством в профессии. Я там исполняла немыслимые кульбиты. Чувство, похожее на игру в шахматы: доска одна, определенные фигуры, а вариантов — миллион. Поле ограничивает, но как я буду ходить — не знаю. Я начинала играть, не зная, какой приду к финалу, как его сыграю... Я не знала, где буду смеяться, где плакать, где устрою истерику. Обычно актер знает, где надо смеяться и плакать, а тут — как бы полная свобода, ограниченная рамками определенного поля».

По словам многих критиков, эта роль Натальи Гундаревой органично встроилась в ряд блестяще сыгранных актрисой обездоленных женщин, которым не повезло в любви, мощно обогатив эту вечную тему. И произошло это, по иронии судьбы, в тот момент, когда сама Наталья Гундарева была счастлива, обретя, наконец, в жизни свою «половинку»...

Кто знает, может быть, именно поэтому вложила она в образ своей Нины такую силу стремления к счастью, такую яркую эмоциональность, такое страстное желание поменять сиреневое на желтое?..

Премьера спектакля «Я стою у ресторана...», как уже говорилось, состоялась в 1987 году. Давайте вспомним это время и попытаемся осмыслить его с расстояния в два десятилетия.

Наступило время перемен, которые коснулись и искусства. В тот год начался эксперимент — сократились государственные дотации театрам, отныне они переводились на хозрасчет и самоокупаемость. Естественно, пришлось повысить цены на билеты, что резко снизило посещаемость. Большинство зрителей теперь предпочитали утолять голод по прекрасному перед экраном телевизора.

Большинство театров оказались в довольно трудном положении. В частности, Театр им. Вл. Маяковского не смог оставить в репертуаре спектакль «Я стою у ресторана...» по причине того, что надо было оплачивать работу Сергея Шакурова, не являвшегося штатным артистом этого театра, а ставка его была по тем временам высока. «Сняли спектакль, потому что никто не хотел платить нам с Шакуровым, моим партнером, за исполнение этих ролей, как мы того заслуживали, — говорила Наталья Гундарева. — Ведь мы вдвоем три с половиной часа держали зрительный зал, а это непросто. Это физически тяжело».

Однако расстаться с пьесой Эдварда Радзинского артисты не захотели — слишком важной и нужной была она для их творчества. Сергей Шакуров в тот период остался без «своего театра». Он играл в основном в кино, но тяга к сцене не ослабевала.

Гундарева и Шакуров начали исполнять большие фрагменты спектакля на своих творческих вечерах и встречах со зрителями, как бы стараясь искусственно продлить жизнь этой волнующей истории взаимоотношений двух людей. Артистов приглашали со спектаклем «Я стою у ресторана...» в другие города, но, во-первых, эта форма еще не была так распространена, как в последующие годы, во-вторых же, Наталья Гундарева не хотела показывать где бы то ни было (за исключением творческих вечеров с их особой «фрагментарной» эстетикой) неполноценный спектакль: «...Нам предлагали играть этот спектакль в других городах, но я хотела, чтобы это был полноценный спектакль — с декорациями, костюмами, светом. Я актриса и не хочу заниматься не своим делом, то есть организацией гастролей».

Но Виктор Дубровский в своей книге отметил очень важный момент: «...Прокат этого спектакля... на коммерческой основе можно считать одним из первых, хоть и робких примеров современной антрепризы, получившей весьма широкое распространение в последние годы в качестве альтернативы стационарному театру. И в этом еще один итог такой интересной и неординарной актерской работы Натальи Гундаревой».

Не знаю, насколько можно считать прокат спектакля итогом (даже «еще одним») работы актрисы, но сам факт достоин осмысления. Огромное желание зрителей других городов увидеть на сцене Наталью Гундареву и Сергея Шакурова привело к тому, что спектакль стал, по сути своей, антрепризным. Но, в отличие от других антрепризах спектаклей, которые буквально хлынули на подмостки спустя короткое время, это была принципиально иная эстетика: в ней не было ни малейшей альтернативы стационарному театру, а было стремление стационарный театр поддержать, придать ему иную форму, продлив жизнь спектаклю, родившемуся в рамках традиционного театра и призванному существовать в своей «полноценности». Это было, действительно, нечто новое для советского театра той поры, который — повторим! — переживал непростое время..."

(Из книги "Наталья Гундарева" Н.Старосельской (серия ЖЗЛ), изд-во М., Молодая гвардия,2008)



Из воспоминаний очевидца:

В середине 90-х годов С.Шакуров гастролировал несколько раз в Днепропетровске. Билеты на антрепризные спектакли раскупали охотно.

Помню, это был февраль. На сцене Днепропетровского театра имени М. Горького с концертом выступали просто-таки любимцы публики – Наталья Гундарева и Сергей Шакуров. Город буквально обледенел, но зрители добрались до театра. Гундарева и Шакуров были партнерами во многих знаменитых фильмах. Их концерт являл собой облегченный дивертисмент, в котором актеры сначала рассказывали истории своего поступления в театральные вузы. Публика ухахатывалась, ибо это были натуральные комедийные мини-спектакли.

Дуэт «Гундарева – Шакуров» был настолько слаженным, что невольно возникала мысль: а ведь правильно сделали они – московские интеллектуальные актеры, что не привезли тогда, в феврале, какой-то заумный спектакль. Зрители смеялись и отдыхали. Концерт довольно быстро перешел в русло диалога с залом. Начали передавать записки. В одной из них кто-то спрашивал, имеют ли гастролеры личные отношения. И Шакуров, и Гундарева заулыбались. Шакуров сказал, что их с Наташей уже давно молва поженила, и они не просто «муж и жена», а «не разлей вода». Но тут же пришла еще одна записка, в которой некая поклонница утверждала, что она знает досконально биографии этих актеров, и никакими супругами они не являются.

Тогда Шакуров начал говорить о том, что актеры, играющие на экране или на сцене любящих людей, должны быть в жизни влюблены друг в друга. А иначе – не возникнет правда чувств на экране. И что любовь между актерами-партнерами – это не обязательно интимные отношения. Это те художественные и эмоциональные стержни, которые дополняют друг друга, и помогают творческому процессу. Гундарева, которая просто покорила всех темпераментом, энергией, чувством юмора, завершила: «В нашем дуэте он – Красота, а я – Ум». Зрители аплодировали неистово.

Но, помню, что весь зал был потрясен рассказом Сергея Шакурова о том, как они с Гундаревой гастролировали а начале 90-х годов в российской глубинке. В каком-то «Ейске» прилавки магазинов зияли пустотой. Когда продавщица увидела перед собой знаменитостей, то сначала просто опешила. А затем доверительно шепнула: «Ну, вам, нашим гостям, я, конечно же, отпущу товар из-под прилавка». И отвесила им… целый килограмм куриных лапок. Ошалевшие актеры не знали, как на это реагировать. Но они расплатились, взяли товар. А затем подарили эти лапки (дефицит того времени) в отеле администратору (источник: Андрей Тулянцев, газета "Днепр вечерний", )



ФОТО из СПЕКТАКЛЯ

Наталья Гундарева и Сергей Шакуров:спектакль Я стою у ресторана Наталья Гундарева и Сергей Шакуров:спектакль Я стою у ресторана Наталья Гундарева и Сергей Шакуров:спектакль Я стою у ресторана

Наталья Гундарева и Сергей Шакуров:спектакль Я стою у ресторана Наталья Гундарева и Сергей Шакуров:спектакль Я стою у ресторана



Фрагмент программы Екатерины Рындык «Без антракта», 1998г
(редкая запись, где Сергей Шакуров и Наталья Гундарева вместе на сцене)





СОВМЕСТНЫЕ РАБОТЫ Сергея Шакурова и Натальи Гундаревой

в кино:

В Москве проездом (1972)
Обрыв (телеспектакль) (1973)
Срок давности (1983)
Личное дело судьи Ивановой (1985)
Две стрелы. Детектив каменного века (1989)
Собачий пир (1990)

в театре:

Я стою у ресторана: замуж поздно сдохнуть рано...(1987)
Игрушечный рай(1998)



о других ТЕАТРАЛЬНЫХ РАБОТАХ Сергея Шакурова посмотреть можно здесь>>>

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ МОНОСПЕКТАКЛИ в исполнении Сергея Шакурова >>>

СОВРЕМЕННЫЙ РЕПЕРТУАР Сергея Шакурова >>>



на главную БИОГРАФИЯ   КИНО   ТЕАТР   РЕПЕРТУАР  ИНТЕРВЬЮ   ФОТО   МЕДИА   ФОРУМ   ГОСТЕВАЯ   ССЫЛКИ


??????.???????