|
СОБАЧИЙ ПИР
|
Оригинальное название к/ф: |
СОБАЧИЙ ПИР |
Год выпуска: |
1990 |
Выпущено: |
Ленфильм, Киностудия "Ладога"
|
Режиссёр: |
Леонид Менакер |
В ролях: |
Наталья Гундарева, Сергей Шакуров, Лариса Удовиченко, Анна Поликарпова, Вера Титова, Кристина Деньга |
Интересные факты: |
Режиссер Леонид Менакер говорил:
"На роль Жанны я не пробовал ни одну другую актрису, сразу предложил сниматься Гундаревой.
Она прочла сценарий и, к ее чести, поняла: хватит ей играть самых умных, самых добрых,
самых сладких... Кое у кого были сомнения насчет выбора актрисы, но я понимал, что Гундарева -
личность, в ней есть мощность женской натуры. И когда теряет человеческий облик такая женщина,
это жутко".
Когда еще только завершались съемки фильма, Наталья Гундарева в одном из интервью признавалась:
"Я, конечно, понимаю, что живу на износ. Но это профессия.
Так и надо понимать. Я вот несколько месяцев в поезде жила, потому
что по три раза на неделе ездила в Ленинград сниматься в новом фильме по сценарию
Вити Мережко "Собачий пир". Лихому врагу не пожелаешь таких "путешествий"!
Если еще учесть, что в поездах не сплю... Но уж больно роль для меня необычная.
Меня привыкли видеть в образах, как говорится, боголепных. Может, потому мои героини нравятся,
что я людей в некоторую сказку ввожу. Изображая мать десятерых детей, мы не столько о ее проблемах
говорим, сколько о возможности такого счастливого бытия. Этакий, знаете ли, туман.
И подобных туманных ролей было достаточно. А здесь, в этом фильме, совсем другое.
Думаю, как отказаться? Нельзя! Ничего, поезжу. Потом отдохнем...
Этот сценарий,
на первый взгляд жутковатый, о двух пьяницах, почему-то меня очень зацепил.
При всей жути, мордобоях, при том, что пьют, вдруг показалось: картина может быть очень гуманной.
Посмотрите, что вообще сейчас происходит. Многие начисто забыли,
я не говорю об идеалах, просто - об элементарных принципах общежития.
А эти двое, мужчина и женщина, находясь даже не на грани, а уже за гранью человеческого бытия,
оказываются очень человечными. Понимают, что, вероятно, обречены, - не выскочить из пропасти,
в которую их столкнула жизнь. Но они все время чувствуют рядом с собой человека.
И у этих падших, казалось бы, людей есть своя гордость, есть достоинство.
Они не могут пасть ниже, чем некоторые так называемые порядочные граждане,
которые, скажем, берут взятки, находясь на высоте положения...
А эти двое ни за что не выпьют на чужие деньги, потому что есть достоинство.
Их случайно сталкивает жизнь, они вместе попадают в страшные ситуации,
но выходят из них людьми, поддерживая друг друга".
"Я не верю в то, что человек родился плохим, что он изначально плох.
Значит, как-то складывалась его жизнь
и как-то влияла на него - и он становился вот таким.
И когда я начинаю это понимать, то мне сразу становится
легко, я этого человека оправдываю." - говорила Наталья Гундарева.
"Мне хотелось понять, почему так сложилась судьба этой женщины. Может быть, это вызов
- она не хотела жить в обществе, которое ее не устраивало, участвовать в "собачьей сваре".
А может быть, просто не могла сопротивляться окружающему злу и докатилась до самого дна...
Не хочу говорить подробнее - пусть зритель сам судит, увидев эту женщину на экране.
Пусть сам размышляет над ее судьбой. Мне кажется, очень важно, чтобы произведения искусства и в театре,
и в кино будили мысль, а не просто развлекали."
В своей статье памяти Натальи Гундаревой Виктор Мережко рассказывает:
"Помню один случай, который произошел с Наташей. В перерывах она обедала не в л
енфильмовской столовой, а ходила через дорогу в кафе самообслуживания.
Вот однажды она отправилась туда во всей красе алкоголички: с пьяной мордой в грязной одежде.
Вернулась счастливая, довольная и рассказала, что с ней произошло. Она вошла в кафе,
взяла поднос и встала в очередь. К ней подошла сотрудница: "Гражданка, вы так грязно одеты,
люди вас сторонятся. Уходите отсюда". - "А в чем дело? - закричала 'алкоголичка'. -
Я что, пожрать не могу?" - "От вас ужасно пахнет, посетители не хотят стоять с вами рядом".
Никто не узнал Гундареву, ее приняли за бомжиху, которая продолжала орать:
"Если я пьющая, так мне и пожрать нельзя! Дайте пожрать!" В результате ей дали поесть.
Посадили в уголочек, налили супу, выдали какую-то котлету.
Наташа была просто счастлива
и всем заявила: "Значит, я все правильно делаю, раз меня приняли за пьяницу и не хотели кормить"".
Гундаревой была необходима непосредственная реакция на Жанну.
И она получила ее - ведь посетители кафе, увидев маргиналку, по привычке ощутили
"ужасный запах", которого никак не могло быть. А значит - и для актрисы это было самым дорогим! -
найденный ею внешний облик оказался точным.
И от него углубился, стал пронзительным и облик внутренний...
Фильм "Собачий пир" вызвал огромный резонанс. Его высоко оценили и критики, и зрители.
Наталья Гундарева и Сергей Шакуров были удостоены призов на кинофестивале "Созвездие",
Гундарева была награждена "Никой" как лучшая актриса 1990 года и высшим призом в номинации
"Лучшая женская роль" на Международном кинофестивале в Монреале.
Правда, с Монреалем получилось забавно.
"За монреальский приз никаких денег не получила, так что особо завидовать нечему, -
говорила Гундарева. - К тому же в нашей печати ни слова об этом не промелькнуло.
За меня поехала в Монреаль получать приз какая-то бабища из Госкино, которая потом
мне радостно позвонила и долго, хихикая, рассказывала, как она выходила на сцену,
как ей передавали награду и как она там резвилась".
СОВМЕСТНЫЕ РАБОТЫ Сергея Шакурова и Натальи Гундаревой
в кино:
В Москве проездом (1972)
Обрыв (телеспектакль) (1973)
Срок давности (1983)
Личное дело судьи Ивановой (1985)
Две стрелы. Детектив каменного века (1989)
Собачий пир (1990)
в театре:
Я стою у ресторана: замуж поздно сдохнуть рано...(1987)
Игрушечный рай(1998)
|
КАДРЫ из ФИЛЬМА
|
|
|